Урок 1

Понятие, принципы,
основные отличительные особенности
методики фитбол-кинезитерапии
для детей раннего возраста.

 

В основе методики
фитбол-кинезитерапии (ФКТ) для детей раннего возраста
лежит такая научная дисциплина,

как кинезиология и производная от неё прикладная кинезиология.

 

Кинезиология (др.-греч. κίνησις «движение» + λόγος «знание») — научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.

Наука о механике движений живых существ, их биомеханике, физиологии и психологии движения.

Прикладная кинезиология же – это научные знания, полученные в кинезиологии и приложенные к телу человека с целью профилактики и коррекции патологий, оздоровления и развития организма в целом.

Представляет собой хиропрактические* не медикаментозные методы диагностики и терапии, основанные на связи мышечного напряжения (тонуса) с состоянием внутренних органов и систем организма.

Основывается на учениях Томаса Майерса о мышечных цепях, Джорджа Гудхардта о мануальном мышечном тестировании, Леопольда Бюске о физиологических мышечных цепях, Эндрю Стилла об остеопатии и биодинамике, а также на открытиях и исследованиях наших современников в лабораториях и институтах по всему миру.

В основе методик прикладной кинезиологии лежит целостный (холистический) подход к организму человека, где:

  • организм понимается, как система функциональных взаимосвязей,
  • болезнь понимается, как дезадаптация организма к внешним и внутренним факторам.

* Хиропрактика – лечение и оздоровление организма человека в целом  с помощью манипулирования его опорно-двигательным аппаратом.

 

Фитбол-кинезитерапия (ФКТ) для детей раннего возраста – это одна из методик прикладной кинезиологии, реализуемая с целями:

  • профилактики и коррекции патологий раннего возраста,
  • общего оздоровления организма ребёнка;
  • воспитания и психомоторного развития детей раннего возраста.

Методика ФКТ для детей раннего возраста реализуется через:

  • грамотное использование физических упражнений разной направленности при помощи фитбола в сочетании их с отдыхом;
  • сочетание физического упражнения с дополнительными оздоровительно-развивающими процедурами;
  • систему укладок и вытяжений на фитболе.

Кинезитерапия здесь понимается, как терапия движением, где в качестве рационального и оздоравливающего движения выступает физическое упражнение на фоне полностью включённого вестибулярного аппарата.

Физическое упражнение – это важнейшее средство:

  • физического воспитания и всестороннего развития ребёнка,
  • коррекции патологий раннего возраста;
  • формирования психических процессов и дальнейшего развития психики;
  • формирования и оздоровления опорно-двигательного аппарата и висцеральной системы развивающегося организма ребёнка.

Форма занятий и форма применения физических упражнений существенно влияют на содержание и эффективность занятий!


Не грамотное применение такого мощного средства, как физическое упражнение задерживает:

  • развитие оптимальных двигательных навыков;
  • развитие психической и интеллектуальной деятельности;
  • прогресс в коррекции патологий.

Ядром методики ФКТ является использование в ходе всех физических упражнений округлой пружинирующей подвижной опоры в виде фитбола.

Округлость, пружинирование и подвижность фитбола дают методике множество преимуществ перед многими другими формами воспитательно-оздоровительной двигательной активности ребёнка, особенно раннего возраста.


Рассмотрению этих особенностей в ходе обучения будет посвящён отдельный урок.

Фитбол в переводе с английского означает мяч для опоры, используемой в оздоровительных целях.

В различных странах оздоровительные программы с использованием гимнастических мячей большого диаметра отличается как названиями (Swissball, Resisrt-a-boll, Bodyball, Fitball), так и методиками.

Использование этого замечательного средства в реабилитационных и оздоровительных практиках началось не так давно. А в оздоровлении детей раннего возраста его начали использовать только в конце прошлого века.

Первыми в 1909г. мяч большого размера использовали швейцарские врачи для лечения позвоночника.

В 1955 г. швейцарский врач-физиотерапевт Сьюзан Клайн-Фогельбах применила фитболы в реабилитации больных с ДЦП.

В 1989 г. Джоан Познер Мауэр начала применять их в США в неврологических ортопедических и фитнес программах.

Только в 1996 году в Италии прошёл Первый Международный семинар по фитбол-тренировкам, в котором приняло участие 9 стран, в том числе и Россия

На сегодня фитбол приобретает всё большую популярность среди мамочек и специалистов, работающих в сфере оздоровления детей.

Методика ФКТ для детей раннего возраста основана на учениях:

  • Леопольда Бюске о физиологических мышечных цепях,
  • Франсиса Пейралада о диагностике и лечении травм и дисфункций новорожденного и младенца,
  • Эндрю Стилла об остеопатии и биодинамике,
  • а также на собственном опыте 15летней работы в области реабилитации и оздоровления детей раннего возраста.

Методика ФКТ для детей раннего возраста направлена на:

  • общее укрепление и оздоровление организма;
  • балансировку согласованной работы органов и систем организма;
  • формирование полноценного функционирования дыхательной функции, работы СС и лимфатической систем;
  • стимуляцию вестибулярного аппарата, как центрального ядра формирования множественности устойчивых нейронных связей коры головного мозга, особенно в периоде раннего возраста;
  • стимуляцию развития рефлексов и двигательных паттернов через формирование устойчивых нейронных связей;
  • формирование гибкости и развитие оптимальной амплитуды движения в суставах;
  • развитие оптимальных двигательных навыков;
  • формирование здорового ОДА;
  • коррекцию нарушенных моторных функций и патологий физического и психического развития у детей всех возрастов, особенно в периоде раннего возраста;
  • формирования физических качеств;
  • стимуляцию развития психической и интеллектуальной деятельности;
  • воспитания таких качеств личности, как воля, решительность, дисциплинированность, активность, любознательность, внимательность, целеустремлённость усидчивость и т.п.
  • формирование положительного отношения к физической активности в целом и систематическим занятиям физической культурой в частности.

Методика ФКТ для детей раннего возраста при реализации физических упражнений помимо фитбола для усиления эффекта тренировок и использует дополнительные средства и приспособления:

  • музыкальное сопровождение;
  • ароматерапевтические элементы;
  • элементы закаливания;
  • игрушки и привлекающие внимание ребёнка предметы;
  • су-джок шарики и т.п.

Методика ФКТ для детей раннего возраста хорошо сочетается с другими методиками и технологиями, направленными на оздоровление, воспитание и всестороннее развитие детей.

При реализации оптимального сочетания фитбол-гимнастика может быть:

  • интегрирована в другую смежную методику;
  • дополняться элементами других систем оздоровления;
  • чередоваться в различных вариациях с применением других оздоровительно-развивающих технологий.

Более подробно мы поговорим об этом на практических занятиях.

 


- - - Загляните в форму ниже - - -

1. Может быть вы здесь найдёте ответ на свой вопрос.

2. Если не нашли, то напишите вопрос, и я в скорости обязательно Вам отвечу.